ВНИМАНИЕ
!!! |
|
К вопросу определения сметных цен на материалы, изделия и конструкции, а также на перевозки грузов для строительства
Под сметной стоимостью единицы измерения материала, детали, конструкции понимается ее цена на складе строительной площадки (приобъектный склад), которая определяется путем калькулирования затрат, связанных с приобретением и доставкой этой единицы до приобъектного склада. Нормативной базой для определения сметной стоимости материала являются:
- ведомости потребности материалов и сводные ведомости потребности материалов, составляемые раздельно на конструкции, изделия, детали, строительные материалы;
- общие производственные нормы расхода материалов;
- сметные нормы:
- сметные нормы и расценки на строительные работы, собственная нормативная база пользователя;
- разрабатываемые сборники ресурсных сметных норм (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы.
Сметная цена строительных материалов, деталей, конструкций включает:
- оптовую цену промышленности;
- расходы по доставке материалов до приобъектного склада (транспортные расходы);
- наценки снабженческо-сбытовых организаций;
- расходы на тару, упаковку и реквизит;
- заготовительно-складские расходы.
Отпускные цены бывают:
- розничные (материалы приобретаются через торговую сеть, включают наценку торговой сети);
- оптовые (материалы приобретаются непосредственно на заводе). Оптовые цены в зависимости от доли участия транспортных операций делятся на 5 категорий, получивших название "франко-оптовая цена":
- франко-склад завода-изготовителя;
- франко-транспортные средства;
- франко-вагон станция отправления;
- франко-вагон станция назначения;
- франко-приобъектный склад.
Виды цен в зависимости от учета транспортных расходов
Оптовые цены на транспортные услуги подразделяются на два вида в зависимости от того, где происходит их окончательное формирование: в пунктах отправления или в пунктах назначения (местах потребления). Такое деление определяет оплату транспортных расходов по доставке продукции от производителя к потребителю. На практике это отражается в системе учета транспортных расходов в зависимости от пункта, до которого распространяются расходы предприятия, отгружающего готовую продукцию. Эта система учета называется франкированном цен. "Франко" в буквальном смысле означает свободный. В данном случае пункт отправления или пункт назначения являются теми точками, за пределами которых предприятие свободно от расходов по транспортировке грузов. Все тарифы на перевозки грузов различаются по видам и по форме построения. Цена франко-станция отправления показывает, что в оптовую цену включаются расходы по транспортировке товара только до станции отправления, все остальные расходы по транспортировке грузов оплачивает покупатель сверх оптовой цены. Цена франко-станция (пристань) назначения включает в оптовую цену все транспортные расходы вплоть до станции назначения (в том числе расходы по выгрузке товаров). Эти цены распространяются на большинство средств производства и товаров народного потребления. Достоинством цены франко-станция назначения заключается в том, что все потребители находятся в одинаковых условиях по расходам на транспортировку грузов.
Расходы по доставке материала потребителю должны учитывать стоимость:
- погрузочно-разгрузочных затрат;
- подачи вагонов под погрузку и выгрузку на ветках железных дорог;
- оплаты тарифов за перевозку по железной дороге, автомобильным дорогам к месту отгрузки и от места назначения до строительной площадки;
- расходов по погрузо-разгрузочным работам на перевалочных базах, если таковые имеются в транспортной схеме.
Оценка стоимости затрат в базисном уровне производится по Сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП 4.04-91, СНиП IV-4-84, ч. I, II - тарифы на транспортные расходы) и региональным сборникам сметных цен на материалы, разработанным на местах в связи с переходом с 01.01.1991 г. на новые нормы .и цены в строительстве. Предприятие по согласованию с потребителем может определять доплаты (скидки) к ценам, учитывающие дополнительные требования по изменению потребительских свойств и комплектации продукции. Для возмещения расходов, связанных с выполнением посреднических операций, с потребителей взимаются снабженческие и сбытовые наценки. Складские расходы, имеющие место в снабженческо-сбытовых операциях, предназначены на покрытие расходов по доставке материалов до баз и на содержание баз (складов).
При составлении сметных цен наценки снабженческих и сбытовых организаций принимаются в размерах, согласованных с посредниками (дистрибьюторами), которые снабжают стройку материалами. Сметные затраты на тару, упаковку и реквизит учитываются тогда, когда они не включены в оптовые цены. Эти затраты принимаются в размерах, обеспечивающих использование тары при перевозке большинства строительных материалов, а также контейнеров, поддонов и пакетов при транспортировке кирпича и других материалов в соответствии с ГОСТ и техническими условиями.
При транспортировке ж/бетонных изделий, деталей из дерева, лесных материалов обязательно используются прокладки, средства крепления на платформах, специальные приспособления. Размеры на тару и реквизит рекомендуется определять для каждого материала на основе сметных цен. Они должны учитывать все необходимые затраты на тару, в том числе и возврат стоимости от реализации тары на месте в установленном порядке (т. е. ремонт тары, износ и др.). Размер транспортных расходов в сметных ценах определяется с учетом вида (разновидности) перевозимого материала, используемого транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный и т. п.), условий и расстояний перевозок, а также вида тарифа, учтенного в оптовой (отпускной) цене.
По видам тарифы различаются в следующем порядке:
- общие, применяемые для большинства грузов;
- исключительные - для отдельных направлений грузопотоков;
- льготные - для отдельных видов грузов;
- местные - для перевозки грузов на местных транспортных сообщениях.
По форме построения тарифы подразделяются на:
- табличные - плату за 1 т груза, 1 вагон к определенному пункту;
- схемные - плату за перевозку груза в зависимости от тоннажа и расстояния с добавлением расходов (ставки) на начально-конечные операции.
К примеру, тарифы на перевозки железнодорожным транспортом устанавливаются исходя из единой тарифной номенклатуры грузов, которые дифференцируются по родам грузов и видам отправки, по расстояниям перевозки с применением поясов дальности, по скорости перевозки. Однако большим недостатком этих тарифов является отсутствие скидки с тарифов или штрафные санкции за несвоевременную доставку грузов.
Такие общие сведения о сущности транспортных тарифов, их разновидностях необходимы для любого практического работника. Но самое главное заключается в другом: как выбрать тот вид транспортировки своих товаров, при котором товар наиболее быстро, надежно и с меньшими затратами будет доставлен в тот пункт назначения, где его ждут к определенному времени. Эта работа осуществляется на основе учета технического состояния транспортной системы всей страны.
Тарифы на железнодорожные перевозки учитывают:
- транспортировку по путям общего пользования;
- определенную тарифную схему;
- нормы загрузки вагонов;
- расстояние перевозки.
Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывают:
- класс груза;
- расстояние перевозки.
Погрузочно-разгрузочные работы включают подноску, сортировку, штабелировку материалов. Таким образом, сумма перечисленных затрат и образует стоимость материала по виду франко-приобъектный склад.
Стоимость материальных ресурсов определяется по данным о нормативной потребности материалов (в физических единицах - м куб., м кв., т и пр.) и цене соответствующего вида материальных ресурсов.
Сметными ценами определяется нормативная сумма затрат на материалы (установленную единицу измерения) франко-приобъектный склад строительной площадки.
В связи с тем, что существовавшие производственные нормы охватывали менее 30% основных видов строймонтажных работ, Госстроем России на базе строительных норм и расценок (СНиР-91) с использованием ОПНРМ, технологических карт и другой проектно-конструкторской документации с 1992 года разрабатываются и вводятся в действие сборники нормативных показателей расхода материалов на основные виды строительных, монтажных и специальных работ, которые заменяют соответствующие ОПНРМ и могут применяться всеми сторонами независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. На данный момент разработано 45 таких сборников (см. приложение).
Сметные цены на материалы, изделия и конструкции (далее именуются материалы) принимаются франко-приобъектный склад строительной площадки и на установленную единицу измерения включают в себя следующие элементы стоимости:
- свободные оптовые или регулируемые цены на продукцию производственно-технического назначения с учетом стоимости тары и упаковки, а также наценок надбавок) и комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческими (в том числе посредническими) организациями, оплаты услуг товарных бирж (включая брокерские услуги) и таможенных пошлин и сборов;
- стоимость транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ;
- заготовительно-складские расходы, включая затраты на комплектацию материалов.
Сметные цены на тару, упаковку и реквизит формируются по государственным стандартам, техническим условиям и отпускным ценам. Эти цены включают стоимость тары, упаковки и реквизита, затраты на затаривание грузов, транспортные и заготовительно-складские расходы и устанавливаются с учетом условий возврата различных видов тары. На основе расчетов разрабатываются таблицы сметных цен на тару, упаковку и реквизит.
Сметные цены на автомобильные и тракторные перевозки должны определяться на 1 т перевозимого груза согласно действующим в регионе тарифам или отраслевым сборникам с дифференциацией по регионам.
В расчетах стоимости перевозки грузов автомобильным транспортом предусматривается, как правило, на расстояние до 200 км, тракторами - до 25 км включительно. При больших расстояниях необходимо руководствоваться указаниями по применению системы тарифов на автомобильные перевозки.
Класс грузов определяется в соответствии с их номенклатурой и классификацией. За перевозку непредусмотренных грузов провозная плата должна взиматься по классу груза, соответствующему фактической степени использования грузоподъемности автомобиля (см. таблицу).
Класс груза
|
Коэффициент использования грузоподъемности
|
1-й |
1,0 |
2-й |
0,99-0,71 |
3-й |
0,70-0,51 |
4-й |
0,50-0,40 |
Если коэффициент использования грузоподъемности автомобиля ниже 0,40 при полной его загрузке по габариту (объему) с применением наращенных бортов, провозная плата должна определяться делением тарифа, установленного для 1-го класса груза, на фактический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.
В качестве приобъектного склада при определении сметной стоимости строительства принимается предусмотренная проектом организации строительства:
- для материалов открытого хранения - площадка, используемая для их размещения на территории строительства объекта (здания, сооружения);
- для остальных материалов - склад (место складирования) их для соответствующего объекта (здания, сооружения).
Стоимость доставки материалов от приобъектного склада до рабочей зоны учитывается в составе элементных сметных норм и расценок на строительно-монтажные работы, а также в составе ресурсных сметных нормативов.
Сметные цены на материалы предназначены для их применения при определении сметной стоимости строительно-монтажных работ, в том числе с использованием элементных и укрупненных сметных нормативов, в состав которых они могут быть включены.
Эти цены могут применяться:
- в базисном уровне - с использованием федерального Сборника* сметных цен на материалы, изделия и конструкции или соответствующего регионального сборника (каталога) сметных цен, а также системы индексов для перехода к текущему уровню цен;
- в текущем уровне - с использованием региональных сборников (каталогов) сметных цен, составляемых (уточняемых) на основании получаемой текущей информации от поставщиков и получателей материалов, а также информации об изменении цен на перевозки грузов и на другие составляющие сметных цен на материалы.
Федеральный сборник СЦ на материалы, разрабатываемый в уровне цен для базового района страны (Московской области), утверждается и вводится в действие Госстроем России с включением в Перечень действующих нормативных документов в строительстве и является основой для разработки сборников федеральных единичных расценок (сборников ФЕР).
Территориальные сборники СЦ на материалы включают полный перечень материалов, применяемых в соответствующем регионе, разрабатываются для административно-территориальных единиц Российской Федерации (регионов), утверждаются и вводятся в действие администрациями субъектов РФ, регистрируются в Госстрое России и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве в соответствии с требованиями руководящих документов по строительству. Территориальные сборники СЦ на материалы служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных единицах (регионах) страны.
Отраслевые сборники СЦ на материалы включают полный перечень материалов, используемых для производственных объектов, разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горно-капитальное, строительство газопроводов, линий связи, отдельных видов промышленных объектов и пр.), утверждаются министерствами Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми структурами, согласовываются, регистрируются в Госстрое России и включаются в Перечень действующих нормативных документов в строительстве согласно требованиям руководящих документов по строительству.
Отдельные разделы отраслевых сборников СЦ на материалы, утвержденных в соответствующем порядке, могут быть включены в Федеральный сборник СЦ на материалы.
Отраслевые сборники СЦ на материалы, привязанные к местным условиям строительства, предназначены для составления сметной документации по специализированным стройкам, в том числе линейным.
На материалы могут разрабатываться для:
- неспециализированного строительства - сметные цены общеотраслевого назначения, устанавливаемые по принципу зональных сметных цен, как правило, отдельно для условий промышленно-гражданского строительства и строительства в сельской местности;
- специализированного строительства (в том числе линейного) - ведомственные сметные цены;
- отдельных крупных строек, по которым условия поставки материалов не учтены соответственно в сметных ценах общеотраслевого назначения и ведомственных сметных ценах, - построечные сметные цены.
Для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним, при разработке сметных цен на материалы учитываются специфика осуществления строительства и формирование схем перевозки материалов для строек, расположенных в этих районах.
Разработка сметных цен на материалы осуществляется согласно методическим рекомендациям Минстроя России.
В сметных ценах на материалы предусматривается стоимость тары, упаковки и реквизиты в размерах, учитывающих многоразовое использование тары при перевозке материалов, а также контейнеров, поддонов и пакетов при транспортировке кирпича и других материалов.
Сметные цены на тару, упаковку и реквизит должны также учитывать затраты, связанные с ремонтом, обратной доставкой тары (контейнеров, поддонов и др.) поставщикам и ее износом, а при реализации тары, упаковки и реквизита получателем продукции - их возвратную стоимость.
Стоимость тары, упаковки и реквизита определяется по сметным ценам, приводимым в Сборнике сметных цен на перевозки грузов для строительства. В случае, когда на отдельные виды (разновидности) материалов отсутствует утвержденная в установленном порядке сметная цена на тару, упаковку и реквизит, величина указанных затрат принимается по аналогичным материалам, и только в случае, когда такая возможность отсутствует, - по плановым калькуляциям.
Расходы по доставке материалов определяются с учетом массы брутто. Коэффициенты перехода от массы нетто к массе брутто принимаются по данным, приведенным в Сборнике сметных цен на перевозки грузов для строительства.
Сметная стоимость транспортировки материалов определяется по сметным ценам на соответствующие виды перевозок на основании Сборника сметных цен на перевозки грузок для строительства, разрабатываемого в порядке, устанавливаемом Минстроем России. При этом в составе сметных цен учитываются действующие тарифы на соответствующие перевозки грузов, размеры которых устанавливаются в соответствии с положениями, принимаемыми Минэкономикой России.
Сметные цены на железнодорожные перевозки грузов для строительства определяются в соответствии с Тарифным руководством МПС России, и в них учитываются перевозки материалов грузовой скоростью по путям общего пользования. Весовые нормы загрузки подвижного состава определяются на основании Технических условий погрузки и крепления грузов, утверждаемых МПС России, а на грузы, не предусмотренные в этом документе, - по схемам погрузки и крепления грузов, согласованным с управлениями (отделениями) железных дорог.
Сметные цены на перевозки грузов речным транспортом определяются на основании тарифов на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом.
Стоимость перевозки материалов, осуществляемой флотом, принадлежащим строительным организациям, учитывается в сметных ценах на материалы по плановым калькуляциям.
В зависимости от вида "франко", принятого в отпускных ценах на материалы, должны учитываться условия и расстояния их транспортировки последовательно:
- от предприятия-поставщика до станции (порта, пристани) отправления;
- от станции (порта, пристани) отправления до станции (порта, пристани) назначения, на которой имеется база (склад) подрядной организации;
- от станции (порта, пристани) назначения до приобъектного склада строительной площадки;
- от предприятия-поставщика до приобъектного склада строительной площадки (при прямых перевозках).
Места приемки и разгрузки материалов на железнодорожных станциях, открытых для грузовых операций, на которых имеются склады (базы) подрядной организации, или на ведомственных ветках (собственных либо арендуемых, включая ветки строительных баз) должны быть подтверждены управлением (отделением) железной дороги МПС России. Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы при перевозке материалов для строительства по железным дорогам, автомобильным и речным транспортом разрабатываются исходя из принятых способов выполнения этих работ, учитывающих применение современных машин и прогрессивной технологии. Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы должны учитывать нормативный размер затрат, включая подноску, сортировку и штабелировку материалов и другие расходы. Они устанавливаются по основным группам материалов отдельно для железнодорожных, автомобильных и речных перевозок.
Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы при железнодорожных и автомобильных перевозках устанавливаются для строек, расположенных в районах с коэффициентом к заработной плате, равным 1. Для других районов применяются коэффициенты, установленные действующим законодательством.
Стоимость погрузочно-разгрузочных работ определяется по сметным ценам, приводимым в Сборнике сметных цен на перевозки грузов для строительства.
В составе сметной цены на материалы учитываются заготовительно-складские расходы и наценки снабженческих организаций.
При строительстве в городах на территории застроенных кварталов, если проектом организации строительства предусмотрено устройство перевалочной базы для складирования бетонных и железобетонных изделий, других материалов и конструкций, дополнительные затраты на транспортировку этих изделий и погрузочно-разгрузочные работы определяются расчетом в зависимости от количества изделий, завозимых на перевалочную базу, и учитываются непосредственно в сметах. В отдельных случаях при соответствующих обоснованиях могут предусматриваться тракторные перевозки. Организации-разработчики сметных цен исходя из реальных условий обеспечения строек этими перевозками определяют их удельный вес (долю) на основе данных, представленных подрядными организациями, и с учетом перспективы развития сети автомобильных дорог в регионе.
При смешанных перевозках материалов (автомобилями и тракторами) следует учитывать в зависимости от местных условий либо перевалку с одного вида транспорта на другой, либо использование тракторов для буксировки автомобилей.
Сметная цена на материалы формируется по следующим элементам:
- отпускная цена поставщика (с учетом тары, упаковки и реквизита);
- наценка (надбавка) снабженческо-сбытовых организаций;
- таможенные пошлины и сборы (при получении из-за границы);
- стоимость транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно в отпускной цене, а стоимость разгрузочных работ - в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы);
- заготовительно-складские расходы, включая затраты на комплектацию.
* Сборники сметных цен (СЦ) на материалы подразделяются на федеральные, территориальные и отраслевые.
Приложение
О НОРМАХ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ, ИЗДЕЛИЙ И КОНСТРУКЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Письмо Государственного комитета РФ
по жилищной и строительной политике
от 15 января 1998года МВБ-20-8/'12
Госстрой России сообщает, что на базе строительных норм и расценок (СНиР-91) с использованием Общих производственных норм расхода материалов (ОПНРМ), технологических карт и другой проектно-конструкторской документации создана нормативная база по расходу материальных ресурсов - сборники нормативных показателей расхода материалов на основные виды строительных, монтажных и специальных строительных работ. В настоящее время разработано и введено в действие 45 таких сборников (приложение 1).
Нормативные показатели расхода материалов предназначены для определения их нормативного количества на стадии подготовки строительного производства и организации производственно-технологической комплектации объектов строительства, а также контроля за расходом материалов при их списании и анализе производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций.
Кроме того, сборники нормативных показателей могут использоваться для составления сметных расчетов (смет) ресурсным методом, когда необходима расшифровка прочих материалов, которые в СНиР-91 приведены в денежном выражении.
Сборники нормативных показателей заменяют соответствующие ОПНРМ и могут применяться всеми сторонами независимо от организационно-правовых форм собственности и ведомственной принадлежности.
Разработанные ранее различными министерствами и ведомствами б. СССР ведомственные производственные нормы для подведомственных организаций, а также согласованные б. Госстроем СССР Общие производственные нормы расхода материалов в строительстве (ОПНРМ) утратили силу.
Для единства методических подходов к вопросам нормирования расхода материальных ресурсов Госстроем России ведется работа по созданию комплекса нормативных документов, регламентирующих порядок разработки и применения тех или иных норм расхода материалов.
В развитие СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" разработаны и введены в действие следующие нормативно-методические документы по системе нормирования расхода материальных ресурсов:
- СниП 82-01-95 "Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения" (постановление Минстроя России от 20.06.1995 № 18-60);
- СниП 82-02-95 "Федеральные (типовые) элементные нормы расхода цемента при изготовлении бетонных и железобетонных изделий и конструкций" (постановление Минстроя России от 01.12.1995 № 18-101);
- РДС 82-202-96 "Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве" (постановление Минстроя России от 08.08.1996 № 18-65);
- РДС 82-201-96 "Правила разработки норм расхода материалов в строительстве" (постановление Минстроя России от 14.11.1996 № 18-80);
- дополнение к РДС 82-202-1996 "Сборник типовых норм потерь материальных ресурсов в строительстве" (письмо Госстроя России от 03.12.1997 № ВБ-20-276/12).
Введенные в действие указанные нормативно-методические документы соответствуют новым экономическим условиям, действующим в России, а также законодательным и другим нормативным актам федеральных органов Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму Госстроя России
от 15.01.1998 № ВБ-20-8/12
ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБОТАННЫХ СБОРНИКОВ НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ
- Сб. № 01 "Земляные работы";
- Сб. № 05 "Свайные работы";
- Сб. № Об "Устройство бетонных и железобетонных конструкций монолитных";
- Сб. № 07 "Монтаж бетонных и железобетонных конструкций сборных";
- Сб. № 08 "Конструкции из кирпича и блоков";
- Сб. № 09 "Металлические конструкции";
- Сб. № 10 "Деревянные конструкции";
- Сб. № 11 "Полы";
- Сб. № 12 "Кровля";
- Сб. № 13 "Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии";
- Сб. № 14 "Конструкции в сельском строительстве";
- Сб. № 15-01 "Облицовочные работы";
- Сб. № 15-02 "Штукатурные работы";
- Сб. № 15-04 "Малярные работы";
- Сб. № 15-05 "Стекольные работы";
- Сб. № 15-06 "Обойные работы";
- Сб. № 16 "Трубопроводы внутренние";
- Сб. № 17 "Водопровод и канализация - внутренние устройства";
- Сб. № 18 "Отопление - внутренние устройства";
- Сб. № 19 "Газоснабжение - внутренние устройства";
- Сб. № 20 "Вентиляция и кондиционирование воздуха";
- Сб. № 21 "Электроосвещение зданий";
- Сб. № 22 "Водопровод - наружные сети";
- Сб. № 23 "Канализация - наружные сети";
- Сб. № 24 "Теплоснабжение и газопроводы - наружные сети";
- Сб. № 25 "Магистральные трубопроводы газонефтепродуктов";
- Сб. № 26 "Теплоизоляционные работы";
- Сб. № 27 "Автомобильные дороги";
- Сб. № 28 "Железные дороги";
- Сб. № 31 "Аэродромы";
- Сб. № 32 "Трамвайные пути";
- Сб. № 33 "Линии электропередачи";
- Сб. № 45 "Промышленные печи и трубы";
- Сб. № 46 "Работы при реконструкции зданий и сооружений";
- Сб. № 36 "Земляные конструкции гидротехнических сооружений";
- Сб. № 37 "Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений";
- Сб. № 38 "Каменные конструкции гидротехнических сооружений";
- Сб. № 39 "Металлические конструкции гидротехнических сооружений";
- Сб. № 41 "Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях";
- Сб. № 02 "Горно-вскрышные работы";
- Сб. № 03 "Буровзрывные работы";
- Сб. № 30 "Мосты и трубы";
- Сб. № 40 "Деревянные конструкции в гидротехнических сооружениях";
- Сб. № 42 "Берегоукрепительные работы";
- Сб. № 47 "Озеленение, защитные лесонасаждения, многолетние плодовые насаждения".
№"Экономика и учет в строительстве" 9/2003 24.09.2003
Главная | Вверх