ВНИМАНИЕ !!!


Сайт переехал на

CMET4UK.ru

Теперь Вы сами сможете добавлять на сайт примеры смет, ссылки на различные ресурсы в интернете, общаться в форуме, писать статьи и многое другое..


Системный подход к совершенствованию ценообразования и управления стоимостью в строительстве

С переходом экономики России на рыночные отношения произошли существенные изменения в системе ценообразования в строительстве. Это связано с тем, что изменились формы собственности инициаторов и участников инвестиционного процесса, источники финансирования инвестиционных проектов, появились новые формы и методы заключения контрактов между заказчиками и подрядчиками капитального строительства на основе договорных цен, на конкурсной основе. Возникла необходимость точной и достоверной оценки стоимости строительства объектов на всех стадиях инвестиционного процесса - от прединвестиционной стадии до завершения проекта, что потребовало совершенствования методологии формирования элементных и укрупненных федеральных, отраслевых и региональных сметных норм.

Кроме того, с переходом на рыночные отношения в строительстве появились новые виды затрат, которые необходимо учитывать при разработке сметной документации. К ним относятся, в частности, плата за землю, затраты на получение исходных данных, технических условий и согласовании, новые виды налогов и сборов, различные виды страхования, проценты за кредиты, затраты по реализации векселей и других ценных бумаг, затраты на разработку и экспертизу конкурсной документации, а также организацию и проведение конкурсов, затраты заказчиков на профессиональное управление инвестиционными проектами" оплату услуг федерального и региональных центров ценообразования, а также других организаций, осуществляющих разработку и экспертизу сметной документации. Учет этих затрат способствует повышению достоверности и точности расчетов сметной стоимости строительства объектов.

Существующая в России система ценообразования в строительстве регламентируется федеральными, отраслевыми и региональными нормативно-правовыми и методическими документами. На федеральном, отраслевом региональном уровнях порядок и правила определения стоимости строительства установлены в соответствующих нормативно-методических документах, а также в сборниках сметных норм и нормативов. Однако следует отметить, что между федеральными, отраслевыми и региональными документами имеются серьезные разногласия и противоречия, связанные в основном с разными представленными методологиями ценообразования в строительстве.

Как известно, сметно-нормативная база 1984 г., которая все еще применяется в отечественной практике расчетов стоимости строительства, не отвечает современным требованиям ни по составу работ, поскольку в ней не учитываются современные строительные технологии, машины и механизмы, строительные. Материалы и оборудование и т.д., ни по количественным характеристикам физических показателей затрат труда, машин и материалоемкости элементных и укрупненных сметных норм.

Сметная нормативная база 1991 г. (СНиР-91), которая разрабатывалась с учетом устранения недостатков базы 1984 г., не была доведена до завершения, а главное - в ней не удалось реализовать принцип калькулирования элементных сметных норм, накладных расходов и прочих затрат под технологию выполнения строительно-монтажных работ, соответствующую календарным графикам их выполнения исполнителями, что снижает точность расчетов и приводит к значительным противоречиям между заказчиками и подрядчиками капитального строительства при определении договорных цен.

К сожалению, и сметно-нормативная база 2001 ,г. (ГЭСН-2001) не избежала многих недостатков, присущих сметно-нормативным базам 1984 г. и 1991 г. Она также не отражает всего многообразия современных отечественных и зарубежных технологий строительства, новых средств механизации и. транспорта, материалов и оборудования, объективно необходимых производственных затрат. Такие же недостатки присущи и многим территориальным сметным нормам и нормативам.

На основе ГЭСН-2001 разработаны федеральные единичные расценки (ФЕРы) и ценники по первому и другим территориальным районам Российской Федерации. Во многих регионах России, имеющих большой опыт разработки: собственных систем ценообразования, на основе соответствующих территориальных элементных сметных норм разработаны территориальные единичные расценки (ТЕРы) и ценники. Однако в условиях продолжающихся инфляционных процессов к этим расценкам для определения стоимости строительства объектов в текущих ценах, как правило, вводятся соответствующие индексы. Но индексный подход, как показывает отечественный и зарубежный опыт, не обеспечивает достаточной точности и достоверности расчетов стоимости строительства. Кроме того, он приводит к известным противоречиям между заказчиками и подрядчиками при формировании договорных цен и взаиморасчетах за выполненные работы, По-нашему мнению, необходимо ускорить внедрение в практику ценообразования в строительстве новых подходов, базирующихся на ресурсном и ресурсно-ранжирном методах расчета стоимости, с мониторингом рыночных цен на основные виды ресурсов, необходимых для строительства объектов.

Выбор того или иного метода (базисно-индексного, ресурсно-индексного, ресурсного или ресурсно-ранжирного) при разработке сметной документации зависит от определенных условий. Так, при расчете стоимости строительства объектов, финансируемых из бюджетных источников, применяются, в основном, базисно-индексный и ресурсно-индексный методы, а на объектах, финансируемых из внебюджетных источников, предпочтение отдается ресурсному и ресурсно-ранжирному методам; Особое значение указанные методы расчета стоимости имеют при проектировании и строительстве объектов с участием иностранного капитала, так как одним из важнейших требований иностранных инвесторов является обеспечение точности и достоверности оценки показателей стоимости.

В первом случае договорная цена объекта строительства может определяться на основе базисных цен с учетом ее возможного изменения в связи с корректировкой проектных решений и меняющихся условий строительства, а финансирование инвестиционных проектов осуществляется с учетом изменения уровня инфляции. Во втором случае стоимость строительства может определяться ресурсным методом в текущих ценах, а в контрактах может устанавливаться жесткая или плавающая договорная цена.

Анализ эффективности действующей системы ценообразования в строительстве показывает, что решение проблемы повышения точности и достоверности сметных расчетов сдерживается рядом причин, основными из которых являются:

недостаточно эффективная государственная политика по обеспечению разработки и реализации методологии определения объективно необходимых затрат на строительство" реконструкцию и техническое перевооружение предприятий" зданий и сооружений. Затратный механизм, свойственный доперестроечному периоду развития отечественной экономики, в настоящее время приобрел новые формы в естественных монополиях и других компаниях, подконтрольных государству, что проявляемся, прежде всего в тенденциях увеличения затрат на материальные ресурсы поставки как заказчика, так и подрядчика. Достаточно точно проанализировать данные о составе цен франко-строительная площадка, чтобы увидеть неправомерное увеличение практически всех составляющих затрат на основные виды материальных ресурсов;

несовершенство сметной нормативной базы для определения сметной стоимости строительства объектов, в том числе элементных и укрупненных сметных норм и нормативов для оценки затрат на прединвестиционной стадии, на этапах проектирования и строительства объектов, а также их преемственности с точки зрения необходимой точности сметных расчетов независимо от полноты исходных данных;

отсутствие новых видов прейскурантов, которые, как показывает мировой опыт, позволяют осуществлять сметные расчеты на прединвестиционной стадии и, ранних стадиях проектирования с достаточной точностью. Повышение точности и достоверности прогнозных сметных расчетов способствует повышению эффективности использования капитальных вложений и формирования инвестиционных программ на всех уровнях управления, качества договоров и контрактов, конкурсной и другой документации. В прейскурантах должны содержаться, прежде всего, натуральные показатели по отраслям и объектам-представителям в виде физических объемов работ, трудо-, машино- и материалоемкости на единицу мощности строительной продукции, которые могут использоваться для разработки аналогичных показателей на единицу мощности потребительской продукции, например, на 1км линейно-протяженного объекта, на 1м3 или 1м2 определенного типа площадочного объекта-представителя. Натуральные показатели затем должны применяться для разработки укрупненных сметных показателей в текущем уровне цен;

отсутствие государственной системы мониторинга текущих цен на ресурсы по регионам и предприятиям, которая могла бы способствовать постепенному переходу в федеральном масштабе от индексных методов сметных расчетов к ресурсным в текущем уровне цен. Создание такой системы является сегодня важнейшей проблемой и требует координации на федеральном уровне. Имеющийся опыт организации системы мониторинга цен в ОАО "Газпром" показывает, что это возможно и эффективно;

низкое качество подготовки и повышения квалификации инженеров-сметчиков. Роль этой профессии в рыночных условиях существенно возрастает. В развитых зарубежных странах топ-менеджеры по управлению стоимостью инвестиционных проектов в любой фирме входят в число наиболее важных профессий и имеют соответствующие команды узких специалистов по стоимостному инжинирингу. У нас даже строительные вузы не имеют соответствующих факультетов, а система переподготовки и повышения квалификации инженеров-сметчиков работает недостаточно эффективно. Дефицит специалистов по сметному делу определяет во многом трудности решения проблем совершенствования сметных норм, расчета оптимальных затрат на строительство объектов, формирования договорных цен, планирования инвестиций. Данная проблема усугубляется также необходимостью специализации менеджеров по управлению стоимостью различных типов инвестиционных проектов с учетом их специфики. Нужны специалисты-сметчики в области жилищно-гражданского, нефтегазового, дорожного, энергетического, атомного, металлургического и других видов строительства;

недостаточное понимание необходимости коренного изменения организации сметного дела в России на всех уровнях управления, а значит, повышения эффективности обоснования объемов инвестиций, в реальный сектор экономики. Слабо решается важнейшая проблема системной компьютеризации управления стоимостью, а ведь в этой ключевой системе перерабатывается более половины всей информации в строительстве. Участники инвестиционного процесса обмениваются информацией, как правило, на бумажных носителях и затем многократно вводят вручную исходные данные: в компьютеры. Проектные организации, являющиеся первичными разработчиками сметных показателей, не объединены в единую информационную систему с инвесторами, заказчиками и подрядчиками. Практически не используются опыт и огромные архивы проектных организаций для создания прейскурантов и других нормативных документов. В этой связи необходимы, в первую очередь на федеральном уровне, совершенствование законодательной, базы и принятие мер, направленных на совершенствование организации сметного дела и повышение точности обоснования объемов инвестиций на развитие реального сектора экономики страны;

определение сметной стоимости строительства объектов отечественными предприятиями в подавляющем большинстве в базисном уровне цен с использованием различного рода индексов для перехода к текущим ценам. В ряде случаев эти индексы носят общий характер (например, вводятся на объект в целом), их расчетная база не в полной мере учитывает особенности конструктивных и объемно-планировочных решений конкретных объектов. Такие индексы имеют значительные погрешности. Искажение величины индексов приводит к тому, что планируемые мощности как правило, не соответствуют требуемым затратам. В этой связи, как показывает мировой опыт, необходимо применение ресурсных методов расчета, позволяющих на основе выборки основных видов ресурсов (ресурсов-представителей), определяющих не менее 90% стоимости прямых затрат, осуществлять сметные расчеты с высокой степенью точности в текущем уровне цен.

В зависимости от сложности инвестиционного проекта и условий его реализации (например, конкурсный выбор претендентов или нет) стоимость может определяться на основе детальных или укрупненных данных в составе эскизного или базисного проектов, обоснований инвестиций в строительство, бизнес-планов, проекта и (или) рабочего проекта. Для проведения подобных расчетов, помимо сметной нормативной базы на элементные виды работ, необходима разработка прейскурантов норм и нормативов потребности во всех видах ресурсах и их стоимости в текущих ценах в рублях (иностранной валюте) по объектам-представителям. Создание архива данных, содержащих удельные показатели трудо-, машино- и материалоемкости, а также стоимости объектов-представителей на единицу мощности строительной продукции, а в перспективе и потребительской продукции, является трудоемкой и вместе с тем объективно необходимой задачей.

Разработка сметной нормативной базы в интересах инвесторов, застройщиков, заказчиков инвестиционных проектов, а также сметной и производственной нормативных баз в интересах подрядных предприятий является одной из приоритетных задач для оценки стоимости строительства объектов. Сметная нормативная база для инвесторов, застройщиков и заказчиков проектов должна обеспечить повышение качества формирования инвесторских смет, бизнес-планов, конкурсной документации, документации по взаиморасчетам за выполненные работы, прежде всего, за счет повышения точности и достоверности расчетов. Подрядчикам капитального строительства новая нормативная база необходима для обоснованного заключения контрактов, подготовки конкурсных предложений, взаиморасчетов за выполненные работы, оценки себестоимости подрядных работ, планирования и оперативного управления ходом строительства объектов.

Сметные, а для подрядчиков и производственные нормативные базы, учитывая значительный объем информации, должны создаваться на компьютерной основе в форматах данных и систему кодирования, обеспечивающих автоматизированный расчет стоимости строительства объектов с применением прикладных программных продуктов.

На основе многолетнего опыта проведения расчетов стоимости инвестиционных проектов на прединвестиционной стадии, в составе проектной, конкурсной и другой документации, накопленного в различных отраслях, в системе нефтегазового строительства в настоящее время создается мощная база данных содержащая физические показатели (затраты труда, машино- и материалоемкость), а также показатели текущей стоимости элементных и укрупненных видов работ по объектам-представителям. Такая база сосредоточена в информационных массивах данных на магнитных носителях и используется для оценки стоимости строительства объектов на всех стадиях инвестиционного процесса. При расчетах стоимости объектов применяются прикладные компьютерные программы, позволяющие формировать инвесторские сметы, определять стоимость подрядных работ в: конкурсных предложениях подрядчиков, объективно формировать договорные цены, производить взаиморасчеты за выполненные работы с формированием ведомостей изменений и дополнений к утвержденной сметной документации, осуществлять оценку и регулирование отклонений фактических показателей стоимости от проектных, проводить анализ сметной и фактической себестоимости подрядных работ, мониторинг цен на основные виды ресурсов с пополнением и актуализацией имеющихся баз данных. Все это дает возможность системно управлять стоимостью строительства объектов на всех стадиях их разработки и реализации.

Наличие в банке данных натуральных и стоимостных показателей для различных регионов России позволяет осуществлять оценку стоимости строительства любого- типа объекта с применением любого, метода расчета. Для оценки стоимости строительства ресурсным или ресурсно-ранжирным методами унифицирована информационная база данных элементных сметных норм затрат труда, машиноемкости и потребности в материальных ресурсах. С использованием базы данных, содержащих текущие цены на указанные ресурсы (в рублях или иностранной валюте), расчитываются прямые затраты.

Накладные расходы, сметная прибыль и прочие затраты определяются помощью разных методов в зависимости от вида инвестиционного проекта. Так, для инвестиционных проектов, финансируемых из бюджета используются, как правило, нормативы в процентах от фонда оплаты труда, установленные федеральными, региональными и отраслевыми нормативными документами. Для инвестиционных проектов, финансируемых из внебюджетных источников, накладные расходы и прочие затраты могут определяться путем калькулирования, а сметная прибыль - исходя из требований инвесторов и заказчиков, специфики функций и организационной структуры подрядных предприятий.

Одной из важнейших является проблема снижения сметной стоимости строительства, организационно-экономические аспекты которой необходимо рассматривать: во-первых, во взаимосвязи с проблемами эффективности строительства и эксплуатации определенных типов коммерческих или некоммерческих объектов, а также продажи выпускаемой продукции (оказываемых услуг), во-вторых - в зависимости от точности прогнозных сметных расчетов для различных типов объектов с учетом их отраслевой направленности и регионов строительства и в-третьих, - в зависимости от источников финансирования строительства. При бюджетном финансировании действуют преимущественно затратные механизмы, направленные на получение из бюджета максимально возможных финансовых средств на реализацию инвестиционных проектов и программ. Естественные монополии и другие предприятия, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, также заинтересованы в затратном механизме. Частные коммерческие предприятия одним из важнейших направлений своей деятельности считают снижение производственных издержек, в том числе стоимости строительства объектов.

Для создания механизмов определения оптимальной (или максимально реальной) стоимости строительства объектов и договорных цен при заключении контрактов между участниками инвестиционного процесса необходимо решить ряд проблем.

Первая проблема связана с разработкой механизмов определения оптимальной сметной стоимости строительства объектов, при которой достигается максимальный совокупный эффект от строительства и эксплуатации объектов с наиболее рациональными продолжительностью и сроками их строительства. Это относится прежде всего к двум типам коммерческих инвестиционных проектов:

объекты жилищно-гражданского назначения с их продажей (или сдачей в аренду) на рынке недвижимости;

объекты производственного назначения, в результате ввода которых осуществляется производство и продажа на рынке определенной продукции (или услуг).

Для того и другого типов объектов важнейшими показателями экономической эффективности, помимо стоимости (затрат) и экономического эффекта, являются срок окупаемости капитальных вложений и продолжительность инвестиционного цикла. Причем методика расчета продолжительности инвестиционного цикла для каждого из них различна. Так, для объектов второго типа, кроме продолжительности строительства, важнейшим показателем является продолжительность эксплуатации при полной окупаемости капитальных вложений и продолжительность эксплуатации до получения экономического эффекта, необходимого, например, для последующего рефинансирования проекта или его ликвидация.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что снижение стоимости строительства коммерческих инвестиционных проектов находится в прямой зависимости от показателей экономического эффекта (дохода, прибыли), срока окупаемости и продолжительности инвестиционного цикла. Эти показатели оптимизируются инвесторами и заказчиками проектов при разработке обоснований инвестиций и бизнес-планов на основе существующих нормативных и методических документов. Вместе с тем, в результате проведения этих расчетов, на наш взгляд, должны определяться максимально и минимально возможные (граничные) значения сметной стоимости строительства объектов (в зависимости от вариантов экономической эффективности проекта), в пределах которых инвесторы и заказчики определяют наиболее приемлемые договорные цены с подрядными предприятиями.

Вторая проблема связана с разработкой механизмов повышения точности и достоверности прогнозных расчетов стоимости в зависимости от типов объектов, их отраслевой направленности и региона строительства. В условиях полного или частичного отсутствия рабочей документации и исходных данных физических объемов элементных сметных работ возникает необходимость разработки новых типов прейскурантов натуральных показателей на единицу мощности строительной и потребительской продукции по отраслям, объектам-представителям и регионам. К натуральным показателям относятся физические объемы работ и потребность в материально-технических и трудовых ресурсах (основные материальные ресурсы - ресурсы-представители, машино-часы, человеко-часы).

Сокращенная номенклатура ресурсов-представителей, определяющая не менее 90% сметной стоимости строительства, позволяет создать согласованные федеральные, отраслевые и региональные системы мониторинга текущих рыночных цен на основные виды ресурсов с учетом аналогичных систем строительных и промышленных предприятий, обеспечивающих ресурсами объекты строительства. Наиболее сложной и объемной задачей является мониторинг текущих цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, который должен функционировать как у заказчиков, так и подрядчиков. При этом тип объектов и их отраслевая направленность существенно влияют на классификацию ресурсов и структуру банка данных. Например, при строительстве объектов нефтегазовой промышленности выделяются линейная часть магистральных и промысловых трубопроводов, наземные сооружения трубопроводов (компрессорные, насосные и др.), промысловые сооружения и объекты надземной инфраструктуры (жилье, соцкультбыт и др.). Для каждого типа объекта формируется классификатор материалов-представителей, применительно к которому создается и актуализируется банк данных, содержащий текущие рыночные цены по регионам России и кустам сосредоточенного строительства. При этом крупные инвесторы и заказчики капитального строительства, как например, ОАО "Газпром", имеющие свои базы комплектации материалов и оборудования на местах, создают систему мониторинга текущих цен франко-база комплектации и складирования материально-технических ресурсов.

Транспортные затраты на доставку ресурсов от баз комплектации к месту производства работ калькулируются отдельно при разработке сметной документации. Учитывая, что часть материалов и оборудования может поставляться заказчиками, необходимо создать систему мониторинга, прежде всего, в этих организациях. В ней должен быть предусмотрен мониторинг текущих цен ресурсов-представителей по основным отечественным и импортным поставщикам. Это позволит оптимизировать поставки на основе выбора наиболее эффективных поставщиков с учетом снижения цен и повышения качества поставляемой продукции и тем самым обеспечивать реальное снижение отпускных цен на материалы и оборудование. Кроме того, снижение стоимости материальных ресурсов возможно за счет сокращения транспортных и, особенно, складских расходов при применении прямых поставок ресурсов на строительные площадки.

Третья проблема определения оптимальной сметной стоимости строительства связана с переходом от затратного механизма сметных расчетов к рыночным, прежде всего по крупным инвестиционным проектам, осуществляемым российскими естественными монополиями и другими крупными предприятиями с превалированием государственной собственности которые, как отмечалось выше, заинтересованы в максимальном увеличении финансовых средств на выполнение собственных инвестиционных, проектов и программ. В этом случае снижение стоимости строительства может достигаться за счет адресных и эффективных сметных расчетов по каждому инвестиционному проекту, входящему в инвестиционную программу, повышения точности и достоверности прогнозных сметных расчетов на основе ресурсных методов, конкурсного выбора подрядчиков и поставщиков ресурсов.

Мировая практика показывает, что снижение стоимости строительства за счет решения перечисленных проблем может составить до 30% от сметной стоимости объекта.

В. С. РЕЗНИЧЕНКО, д-р техн. наук, проф., первый заместитель генерального директора ЗАО Межотраслевой институт информационных технологий инвестированиям,
И. Н. ЛЕНИНЦЕВ, начальник отдела ценообразования и сметных норм ОАО "Газпром"

№"Экономика строительства" № 5/2004 27.08.2004


Главная | Вверх

Сайт создан в системе uCoz