ВНИМАНИЕ !!!


Сайт переехал на

CMET4UK.ru

Теперь Вы сами сможете добавлять на сайт примеры смет, ссылки на различные ресурсы в интернете, общаться в форуме, писать статьи и многое другое..


Организационно-экономические проблемы и механизмы снижения стоимости строительной продукции

В последнее пятилетие наблюдается значительный рост сметной стоимости строительства. Главными факторами роста цен на строительную продукцию являются удорожание всех видов ресурсов, усложнение условий строительства, вызванное удаленностью возводимых объектов от существующих коммуникаций и дорог, освоением новых районов (Крайний Север, Западная Сибирь и др.), строительством объектов на стесненных площадках в городах, так как свободные участки уже застроены и т. д. В этой связи назрела необходимость разработки концепции и механизмов сдерживания роста цен на строительную продукцию с использованием имеющихся резервов снижения ее стоимости.

Рассмотрим ряд организационно-экономических проблем, решение которых, по нашему мнению, должно способствовать определению оптимальной (или максимально реальной) стоимости строительства объектов.

Первая проблема связана с разработкой механизмов определения оптимальной сметной стоимости строительства объектов, при которой достигается максимальный совокупный эффект от строительства и эксплуатации объектов при наиболее рациональной продолжительности их строительства и эксплуатации.

Рассмотрим решение этой проблемы применительно к коммерческим инвестиционным проектам двух типов:

  • объекты жилищно-гражданского назначения с их продажей (или передачей в аренду) на рынке недвижимости;
  • объекты производственного назначения, после ввода, которых осуществляются производство и продажа на рынке определенной продукции (услуг).

Для обоих типов коммерческих проектов важнейшими показателями экономической эффективности являются срок окупаемости капитальных вложений и продолжительность инвестиционного цикла. Причем методика расчета продолжительности инвестиционного цикла для них различна, так как для объектов второго тина, помимо продолжительности строительства, важнейшими показателями являются продолжительность их эксплуатации при полной окупаемости капитальных вложений, а также продолжительность их эксплуатации с целью получения необходимых средств для последующего рефинансирования проекта.

Таким образом, снижение стоимости строительства коммерческих инвестиционных проектов находится в прямой зависимости от размера экономического эффекта (дохода, прибыли), срока окупаемости проекта и продолжительности инвестиционного цикла. Комплексная оптимизация этих показателей должна осуществляется инвесторами и заказчиками проектов при разработке обоснований инвестиций и бизнес-планов на основе известных нормативных и методических документов. В результате проведения таких расчетов должны определяться максимально и минимально возможные (граничные) значения сметной стоимости строительства объектов (в зависимости от вариантов экономической эффективности проекта), в пределах которых инвесторы и заказчики устанавливают наиболее приемлемые договорные цены с подрядными предприятиями.

Вторая проблема связана с разработкой механизмов повышения точности и достоверности прогнозных расчетов сметной стоимости строительства в зависимости от типов объектов, их отраслевой направленности и регионов строительства. При полном или частичном отсутствии рабочей документации и исходных данных о физических объемах элементных сметных работ возникает необходимость разработки новых видов натуральных показателей па единицу мощности строительной и потребительской продукции по отраслям, объектам-представителям и регионам: физических объемов работ, потребности в основных видах материально-технических и трудовых ресурсов (человеко-часах, машино-часах и основных материальных ресурсах - ресурсах-представителях). Сокращенная номенклатура ресурсов-представителей, определяющая не менее 85% сметной стоимости строительства, позволяет создать согласованные федеральные, отраслевые и региональные системы мониторинга текущих рыночных цеп па основные виды ресурсов с учетом аналогичных систем строительных и промышленных предприятий, обеспечивающих ресурсами объекты строительства.

Наиболее сложной и объемной задачей является мониторинг текущих цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, который должен проводиться как у заказчиков, так и подрядчиков. При этом тип объектов и их отраслевая направленность существенно влияют на классификатор ресурсов и структуру банка данных. Например, для строительства объектов нефтегазовой промышленности выделяются линейная часть магистральных и промысловых трубопроводов, наземные сооружения трубопроводов (компрессорные, насосные и др.), промысловые сооружения и объекты надземной инфраструктуры (жилье, соцкультбыт и др.). Для каждого типа объектов формируется классификатор материалов-представителей, применительно к которому создается и актуализируется банк данных о текущих рыночных ценах по регионам России и кустам сосредоточенного строительства. При этом крупные инвесторы и заказчики капитального строительства, например, такие, как ОАО "Газпром", имеющие свои базы комплектации материалов и оборудования па местах, создают систему мониторинга текущих цен франко-база комплектации и складирования материально-технических ресурсов. Затраты на транспортировку от баз комплектации к месту производства работ калькулируются отдельно при разработке сметной документации. Поскольку значительная часть материалов и оборудования может поставляться заказчиками капитального строительства, создавать системы мониторинга нужно прежде всего в этих организациях. В составе такой системы необходимо предусмотреть мониторинг текущих цен ресурсов-представителей по основным отечественным и импортным поставщикам. Это позволит оптимизировать поставки на основе выбора наиболее эффективных поставщиков с учетом уровня цен и качества поставляемой продукции. Таким образом будет обеспечено реальное снижение отпускных цен на материалы и оборудования. Кроме того, снижение стоимости материальных ресурсов возможно за счет сокращения транспортных и заготовительно-складских расходов при осуществлении прямых поставок ресурсов на строительные площадки.

Третья проблема снижения сметной стоимости строительства связана с переходом от затратных к рыночным механизмам сметных расчетов, прежде всего по крупным инвестиционным проектам, осуществляемым российскими естественными монополиями и другими крупными предприятиями, в которых превалирует государственная собственность. Практика показывает, что при бюджетном финансировании действуют преимущественно затратные механизмы, поскольку естественные монополии и государственные унитарные предприятия заинтересованы в максимальном получении финансовых средств на выполнение своих инвестиционных проектов и программ. В данном случае снижение стоимости строительства может достигаться за счет повышения обоснованности и достоверности прогнозных сметных расчетов по каждому инвестиционному проекту на основе ресурсных методов, а также конкурсного отбора подрядчиков и поставщиков ресурсов. Практика показывает, что при этом стоимость строительства можно снизить примерно на 15%.

Четвертая проблема снижения стоимости строительства связана с повышением эффективности деятельности инвесторов, застройщиков и заказчиков капитального строительства по конкурсному отбору подрядных строительных предприятий для выполнения строительно-монтажных работ, предприятий строительной индустрии и промышленности для обеспечения объектов строительными материалами и изделиями, а также общепромышленным и специальным оборудованием, проектных, научно-исследовательских, консалтинговых и других предприятий для создания и обоснования наиболее эффективных проектных и строительных решений.

Анализ показывает, что российская практика конкурсного отбора предприятий с целью снижения стоимости строительства и повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств всех уровней еще недостаточно эффективна, а по некоторым направлениям и объектам конкурсный отбор отсутствует вообще. Например, многие крупные предприятия без проведения конкурсов передают заказы на проектирование, а также наиболее капиталоемкие заказы на материально-технические ресурсы поставки заказчика собственным дочерним проектным и снабженческим организациям, которые, хотя и входят в структуру акционерных обществ, естественно, заинтересованы в увеличении затрат на проектирование, материалы и оборудование, поскольку это улучшает их экономические показатели. Аналогичные действия совершаются при отборе подрядных строительных организаций, которые создаются крупными инвестиционными компаниями как дочерние предприятия.

Монополистские тенденции при выборе предприятий на выполнение подрядных строительных работ, заказов на поставку материально-технических ресурсов наблюдаются в настоящее время в большинстве регионов. При проведении конкурсов как среди подрядчиков, так и среди поставщиков зачастую превалируют лоббистские интересы. В этой связи необходимы принятие на федеральном и региональном уровнях эффективных мер антимонопольного характера, а также создание независимых экспертных органов по оценке результатов конкурсов и стоимости инвестиционных проектов. Должна резко возрасти роль государственной экспертизы проектно-сметной и конкурсной документации по объектам федеральной собственности, в том числе осуществляемым естественными монополиями и другими крупными предприятиями с контрольным пакетом акций у государства. В целях повышения эффективности экспертизы проектно-сметной и конкурсной документации, прежде всего крупных объектов федерального масштаба, необходимо изменить статус и порядок финансирования экспертных органов, имеющих в настоящее время, как правило, отраслевое подчинение. В составе федерального экспертного органа могут быть подразделения, специализированные по отраслям (комплексам) экономики страны, например, нефтегазовому, военно-промышленному, металлургическому, жилищно-коммунальному и др. По аналогии могут создаваться экспертные органы в субъектах РФ. Повышение роли и статуса государственной экспертизы должно привести в конечном итоге к значительной экономии бюджетных и внебюджетных средств, а также к дополнительному притоку инвестиций, в том числе за счет привлечения для реализации российских проектов эффективных инвесторов.

Пятая проблема снижения стоимости строительства заключается в необходимости совершенствования методов прогнозной ее оценки при полном или частичном отсутствии рабочей документации. При полном или частичном отсутствии информации о физических объемах работ в детализации, соответствующей локальным сметам, возникает довольно сложная проблема определения стоимости строительства с необходимой точностью. В этих условиях качество формирования планов капитальных вложений на федеральном уровне управления, в субъектах РФ, естественных монополиях и других государственных компаниях, которые осуществляют финансирование подконтрольных государству инвестиционных программ, в том числе за счет государственной поддержки, крайне низкое.

Обоснованность капитальных вложений в инвестиционных программах отечественных естественных монополий на год или более далекую перспективу является чрезвычайно важной проблемой. Расчет объемов капитальных вложений должен осуществляться по каждому инвестиционному проекту с проведением соответствующей экспертизы. Главным инструментом для определения объемов капитальных вложений по каждому инвестиционному проекту являются методики и нормативные базы для прогнозной оценки стоимости различных типов объектов. Поскольку инвестиционная программа любой естественной монополии или крупной компании состоит из многих непохожих друг на друга объектов (например, для нефтегазового строительства - это линейная часть магистральных трубопроводов, наземные сооружения трубопроводов (компрессорные и насосные станции), промысловые сооружения, объекты инфраструктуры (жилье и соцкультбыт), необходимы специфические для определенных групп инвестиционных проектов (проектов-представителей) механизмы прогнозной оценки затрат. Более просты механизмы прогнозной оценки стоимости жилищного строительства, особенно типового. Значительно сложнее механизмы прогнозной оценки сметной стоимости специальных объектов топливно-энергетического, металлургического, оборонного и других комплексов экономики России. Так, специфика сметных расчетов по инвестиционным проектам топливно-энергетического комплекса прежде всего связана с линейной протяженностью, сложностью технических решений, особыми природно-климатическими условиями, значительной капиталоемкостью объектов. Поэтому существует насущная необходимость создания таких инновационных механизмов прогнозных расчетов сметной стоимости указанных инвестиционных проектов, которые обеспечивают повышение достоверности расчетов затрат, объективную оценку сметной стоимости строительства и повышение эффективности планирования инвестиций. Это позволит органам федеральной и региональной власти, отечественным естественным монополиям и другим предприятиям значительно эффективнее планировать капитальные вложения и осуществлять контроль за их рациональным использованием.

В настоящее время при формировании, согласовании и утверждении инвестиционных программ естественных монополий сметная стоимость инвестиционных проектов определяется весьма приближенно. Более обоснованные расчеты проводятся по переходящим объектам, хотя и они находятся в разном состоянии с точки зрения наличия и полноты исходных данных для составления эффективных сметных расчетов. По переходящим и вновь начинаемым объектам, как правило, полностью или частично отсутствует рабочая документация. В связи с этим прогнозных сметных расчетов в текущих ценах либо нет, либо они выполнены слишком приближенно. Для объектов, по которым на момент рассмотрения инвестиционной программы как рабочая, так и сметная документация имеются в полном объеме, достоверность и точность сметных расчетов опять таки низка, поскольку у проектных организаций отсутствуют ресурсные методики расчета, системы мониторинга текущих цен на основные виды ресурсов, а следовательно, объективные сметные цены, учитывающие условия хозяйствования, передовые технологии строительства, эффективные материалы и оборудование, новую строительную технику.

Важнейшей является проблема определения сметной стоимости строительства объектов в текущих ценах. Применяемые в настоящее время индексы к базисным расценкам сметной нормативной базы известны своим несовершенством из-за чрезмерного усреднения структурных показателей. В этой связи необходимо создание системы мониторинга рыночных цен на основные виды ресурсов в естественных монополиях и других крупных компаниях Российской Федерации.

По результатам проведенных нами исследований для решения названных выше проблем разработана концепция снижения стоимости строительной продукции, содержащая основные направления и пути сдерживания роста цеп. Проведена также оценка степени влияния рекомендуемых направлений и отдельных мероприятий на снижение стоимости строительства. Данные показатели получены путем экспертного опроса группы высококвалифицированных специалистов сметно-договорных, планово-экономических, производственных и других служб предприятий - заказчиков капитального строительства в центре и на местах (всего 56 человек, что позволяет говорить о представительности выборки). Для каждого из перечисленных направлений даны рекомендации по разработке необходимых механизмов и инноваций (документов).

Предлагаемый комплекс задач по совершенствованию методологии прогнозной оценки стоимости строительства объектов можно условно разделить на перспективные и текущие.

Перспективные задачи связаны с поэтапной разработкой натуральных укрупненных показателей в расчете на единичный показатель (единицу мощности) строительной продукции по объектам-представителям. Используя эти показатели, а также данные мониторинга текущих рыночных цен на основные виды ресурсов, с помощью прикладных компьютерных программ можно формировать сметную документацию в текущем уровне цен. Создание таких показателей и системы мониторинга - достаточно длительный процесс, требующий координации деятельности федеральных структур, субъектов РФ, предприятий-инвесторов и заказчиков инвестиционных проектов. Вместе с тем, как показывает опыт ОАО "Газпром", при выполнении определенных условий это возможно в достаточно быстрые сроки. Так, для нефтегазового строительства в течение двух лет были разработаны модели физических объемов работ и потребность в ресурсах на устройство 1 км линейной части магистральных трубопроводов различных диаметров и толщины стенок труб по всем регионам России с учетом различных природно-климатических условий. Указанные модели, а также база данных о текущих ценах на основные виды ресурсов позволяют с помощью программного комплекса разрабатывать локальные, объектные и сводные сметы и сметные расчеты. Экспертный анализ показал высокую точность полученных прогнозных сметных расчетов близких к сметам, составленным на основе рабочей документации с использованием текущих цеп на ресурсы (отклонение не более 10%). Это говорит о достаточно высоком качестве натуральных показателей физических объемов работ и потребности в основных видах ресурсах на 1 км линейной части трубопроводов конкретных диаметров, толщины стенок, региональных и природно-климатических условий их прокладки. Вместе с тем, опыт проведения прогнозных сметных расчетов свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования разработанных показателей на основе использования более представительных проектно-сметных материалов проектных организаций, т. е. обобщения данных по большему количеству трубопроводов, запроектированных и построенных в различных регионах с применением различных технологий производства работ, в том числе прокладки трубопроводов в морских акваториях.

Накопленный опыт разработки и применения па практике сметных расчетов натуральных показателей па единицу мощности (1км) линейной части магистральных трубопроводов позволяет решить проблему прогнозной оценки стоимости строительства других типов объектов, как линейно-протяженных (все" виды дорог и линий электропередач), так и площадных. Но для каждой группы объектов требуется разработать отдельную методологию и компьютерную технологию прогнозных сметных расчетов с тем, чтобы Погрешность в расчетах по сравнению с рабочей документацией была минимальной.

Текущие задачи прогнозной оценки стоимости строительства объектов связаны с разработкой методики экспертной оценки капитальных вложений в развитие основных фондов и удельных стоимостных показателей (удельных капитальных вложений) на создание единицы мощности строительной продукции (а в перспективе - потребительской продукции). Значительный опыт решения этой проблемы накоплен в доперестроечный период развития отечественной экономики. Практически для всех отраслей, экономики народного хозяйства были разработаны показатели удельных капитальных вложений, укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС) и другие нормативы. Например, в нефтегазовой промышленности эффективно использовались прейскуранты на строительство линейной части и компрессорных станций. В настоящее время этот опыт начинает использоваться, но уже применительно к условиям рыночной экономики. В ОАО "Газпром", например, разработаны нормативно-методические документы, которые позволяют провести экспертную оценку капитальных затрат на строительство объектов магистрального транспорта газа и объектов газовой промышленности с учетом новых реалий.

В. С. РЕЗНИЧЕНКО, д-р техн. наук, проф., академик РИА и МАИЭС, директор Межотраслевого института информационных технологий инвестирования,
Я. Н. ЛЕНИНЦЕВ, зам. начальника управления ОАО "Газпром",
В.А.МИЗЮН, канд. техн. наук, зам. генерального директора ЗАО "Лада-Дом"

ЛИТЕРАТУРА.
1. Резниченко В. С, Ленинцев Н. Н. Системные подходы к определению цен и управление стоимостью в строительстве. Справочное пособие с методиками и примерами расчетов. Издание второе, дополненное и переработанное. - М.; Издательский Дом "Слово*, 2005. 516 с.
2. Резниченко В. С, Ленинцев Н. Н. Система удельных показателей в расчетах стоимости и планировании капитального строительства. Справочное пособие с методиками и примерами расчетов. - М.: Издательский Дом "Слово", 2006. - 485 с.

№1/2006 "Экономика Строительства" 13.01.2006


Главная | Вверх

Сайт создан в системе uCoz