ВНИМАНИЕ
!!! |
|
Правовая оценка "новой сметно-нормативной базы" Госстроя РФ
В последние годы Госстрой РФ активно пытается монополизировать методическое и нормативное обеспечение ценообразования в строительстве путем внедрения под видом "новой государственной сметно-нормативной базы" старых, бывших в употреблении, разработанных еще в СССР норм и методик сметных расчетов в строительстве.
В результате многочисленных обращений строительной общественности о нарушениях законодательства России и противоправной деятельности Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу компетентные государственные органы дали правовую оценку самодеятельности Госстроя РФ. Министерство юстиции Российской Федерации отказалось зарегистрировать в качестве государственных нормативных правовых актов постановления Госстроя РФ по вопросам сметного ценообразования и нормирования в строительстве.
Министерство юстиции Российской Федерации письмами от 20 06.01 № 07/6241-ЮД; от 28.06.01 № 07/6539-ЮД и от 05.07.01 № 07/6772-ЮД отказало в государственной регистрации основных документов Госстроя России по ценообразованию и нормированию в строительстве: - постановление от 12.05.99 № 34 "Об утверждении "Примерного положения о региональном центре по ценообразованию в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве в республиках, входящих в состав Российской Федерации, в краях, областях, национальных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге"; постановление Госстроя России от 11.02.98 № 18-15 "О переходе на новую сметно-нормативную базу в строительстве"; приказ Госстроя России от 30.04.98 № 17-108 "Об аккредитации органов по ценообразованию в строительстве".
В соответствии с пунктом 15 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, в течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти обязан издать соответствующий документ об отмене нормативного правового акта. Председатель Госстроя РФ постановлениями от 30 июля 2001 г. № 89; № 90 и приказом от 30 июля 2001 № 170 отменил вышеуказанные постановления 3-х годичной давности.
Сложилась уникальная ситуация, когда в соответствии с Российским законодательством для определения цены строительства можно использовать любые существующие, наиболее рациональные в конкретной ситуации, рекомендации, методики и нормативы, кроме указаний, методик и нормативов изданных и реализуемых с 1998 года под видом "новой сметно-нормативной базы" Госстроя России.
Возникла реальная опасность признания недействительными расчетов сметной и договорной стоимости строительства, актов выполненных строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, разработанных на основе сметных правил, норм, расценок, индексов и цен по данным "новой государственной сметно-нормативной базы" Госстроя РФ, не зарегистрированной и не имеющей юридической силы. Такое положение вызовет серьезные осложнения в инвестиционной сфере бюджетного планирования и управления, особенно на уровне администраций субъектов Федерации.
Отказ в регистрации положения о региональным центре по ценообразованию в строительстве сделал не легитимной деятельность РЦЦС, которые строили свою работу как специально уполномоченные на основе аккредитации в Госстрое РФ "органы на осуществление государственной политики в области ценообразования в строительстве на территории соответствующих регионов - субъектов Российской Федерации". Все указания, нормативы и индексы, разработанные и реализуемые такими РЦЦС, сегодня юридической несостоятельны, не имеют законного методического обоснования и лишены документально оформленной административной поддержки.
Отказ в регистрации базового и основополагающего постановления от 11 февраля 1998 года №18-15 "О переходе на новую сметно-нормативную базу в строительстве" лишил правовой основы пирамиду ценообразования в строительстве, построенную Госстроем РФ на основе правил, методик, норм и нормативов полностью (почти дословно) принятых из административно-командной системы управления строительством в СССР, действовавшей до 1991 года.
Постановление Госстроя РФ № 18-15 предписывало всем участникам инвестиционно-строительной деятельности в России:
1. Приступить в 1998 году к разработке и формированию новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
2. Утвердить программу формирования новой сметно-нормативной базы согласно приложению. Предусмотреть два основных этапа проведения работы по переходу на новую сметно-нормативную базу в строительстве:
- создание единых ресурсных показателей - государственных элементных сметных норм, а также нормативов лимитированных и прочих затрат (накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений и др.)
- разработку на базе единой методологии и государственной системы элементных сметных норм, региональных (территориальных) и отраслевых единичных расценок.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевым министерствам и ведомствам заказчиков (инвесторов) с привлечением ведущих строительно-монтажных организаций разработать соответствующие мероприятия по созданию в регионе единой сметно-нормативной базы. Предусмотреть, что разработка территориальных расценок в текущем уровне цен будет осуществляться в основном силами региональных или специализированных центров по ценообразованию в строительстве с привлечением ведущих проектных и иных организаций.
4. В целях единообразного подхода к формированию сборников территориальных единичных расценок, единого методологического подхода, Межрегиональному центру по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов и Управлению совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве осуществить в 1998 году аккредитацию действующих региональных центров по ценообразованию в строительстве.
5. Предусмотреть, что затраты на создание новой сметно-нормативной базы могут осуществляться за счет всех видов финансирования, выделяемых на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальный ремонт (кроме объектов, финансируемых из федерального бюджета), для чего в период разработки до 2001 года разрешить заказчикам, независимо от форм собственности, предусматривать в 9 главе сводного сметного расчета затраты на формирование новой сметно-нормативной базы в размере до 0,5% от стоимости строительно-монтажных работ по главам 1-8.
6. Установить, что, начиная с 1 января 2001 года, вся сметная документация для строек и объектов, финансируемых из федерального бюджета, должна составляться на основе новой сметно-нормативной базы. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации распространить этот порядок на стройки и объекты, финансируемые из местных бюджетов, учитывая, что переход на новые нормы и цены может осуществляться и в более сжатые сроки, в зависимости от степени готовности регионов по выполнению данной работы."
Все вышеуказанные пункты постановления Госстроя РФ № 18-15 нарушают действующее законодательство и противоречат положениям Конституции Российской Федерации. Госстрой РФ не уполномочен создавать, утверждать уставы, наделять правами или проводить аккредитацию предприятий не находящихся в прямом подчинении; федеральный орган исполнительной власти не имеет право вводить новые налоги и сборы, не предусмотренные законодательством; Госкомитет не имеет полномочий навязывать администрации субъектов Российской Федерации выполнение мероприятий не оформленных и не зарегистрированных в качестве правовых нормативных документов Правительства России.
Основной причиной отказа в государственной регистрации Минюст России определил превышение полномочий, которыми был наделен Госстрой России (до 1999 года) Положением о Государственном комитете Российской Федерации по жилищной и строительной политике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1997 № 1542 и (с 1999 года) Положением о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.1999 № 95.
Кроме того, согласно пункту 12 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты представляются в Министерство юстиции Российской Федерации для регистрации не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения). Данный порядок Госстроем РФ был нарушен и в течении 3 лет документы не представлялись на юридическую регистрацию, но рекламировались и коммерчески использовались как нормативные правовые акты Правительства России.
Формальной причиной отказа в регистрации является недопустимость в поступивших на государственную регистрацию правовых актах ссылок на нормативные документы федерального органа исполнительной власти ранее не прошедшие государственную регистрацию.
Пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не могут применятся, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 (в редакции от 13 августа 1998 года № 963) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Согласно пункту 9 того же Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, все постановления, методики (МДС), сметные нормы (ГЭСН), прочие нормативы и указания изданные Госстроем РФ и специально уполномоченными РЦЦС, относящиеся к вопросам ценообразования и нормирования в строительстве, ремонте и эксплуатации объектов любой формы собственности (в том числе и бюджета всех уровней) не легитимны и не влекут правовых последствий, как не имеющие статуса государственных нормативно-правовых актов.
Вынужденно отменив незаконно выпущенные постановления, Госстрой России издал новое постановление от 16 августа 2001 года № 96, в котором указал, что в связи с отказом в государственной регистрации постановления Госстроя России от 11.02.98 № 18-15 "О переходе на новую сметно-нормативную базу в строительстве" при проведении комплекса работ, связанного с переходом на новую сметно-нормативную базу ценообразования и сметного нормирования в строительстве в субъектах Российской Федерации, следует руководствоваться решениями коллегий Госстроя России от 12.07.00 № 15 и от 27.06.01 № 8.
Абсурдность этого постановления в том, что письма и тем более решения Коллегии федерального органа власти вообще не рассматриваются в качестве нормативных правовых документов межведомственного характера, они могут применяться и действует только на территории и в подведомственных организациях этого федерального органа. Любые постановления и приказы Госстроя РФ по ценообразованию, не прошедшие регистрации в Министерстве юстиции России, действуют только в унитарных предприятиях непосредственно подчиненных Госстрою РФ.
Несмотря на правовую несостоятельность "новой сметно-нормативной базы" Госстрой РФ продолжает попытки внедрить юридически не существующие сметные нормы в хозяйственный оборот независимых субъектов инвестиционно-строительной деятельности, но в тоже время, Госстрой РФ, как административный орган исполнительной власти, имеет очень ограниченные полномочия и права в области ценообразования строительства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 (с изменениями на 16 июня 2001 года) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти (перечень 1) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (перечни 2 и 3).
Пунктом 7 постановления установлен запрет на применение государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных в Перечнях настоящего постановления.
За нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) предприятия и организация, должностные лица и административные органы несут ответственность установленную Правительством Российской Федерации.
Строительство, ремонт и эксплуатация объектов любой формы собственности, ценообразование, нормирование и договорные отношения в инвестиционно-строительной деятельности на территории Российской Федерации в перечни постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 не включены и государственному регулированию не подлежат.
В связи с этим любые постановления, письма и решения Госстроя РФ по вопросам ценообразования и нормирования в строительстве, выходящие за пределы компетенции Комитета и регламентирующие хозяйственные отношения организаций и предприятий любых видов собственности, организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности являются противозаконными и не имеют правовой силы.
Официальное признание постановлений Госстроя РФ в области
ценообразования строительства неправомерными и не имеющими юридической
силы сегодня не приведет к катастрофическим последствиям, как это уже
произошло в инвестиционно-строительной сфере в 1990-1993 годах. Практика
управления стоимостью строительства в самостоятельных и независимых
организациях инвесторов, заказчиков-застройщиков и подрядных строительных
фирмах России указывает на зарождение новой рыночной системы ценообразования
в строительстве, свободной от наиболее одиозных методов административно-командного
регулирования цен в строительстве.
Источник: http://www.stroit.ru/
Главная
| Вверх