ВНИМАНИЕ
!!! |
|
Последняя Методика Госстроя России
Опубликован последний методический документ Госстроя РФ по вопросам ценообразования в строительстве – «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35. 2004)», который предназначен для установления единых правил определения сметной стоимости в строительстве при «формировании цен на строительную продукцию и расчетов за выполненные работы».
Исключительное значение в Методике уделено обоснованию и утверждению обязательного статуса документа при определении сметной стоимости строительства на территории России. В тексте многократно повторяется тезис, что положения Методики «распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования».
Следует обратить внимание на дату принятия и введения в действие этого документа. Методика вводится в действие с 9 марта 2004 г., в тоже время, – 9 марта 2004 года издан указ Президента Российской Федерации № 314 «О системе и структуре федеральных органов власти Правительства Российской Федерации», по которому Госстрой РФ ликвидируется, а «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства» становиться Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Таким образом, сегодня некому задавать вопросы и предъявлять претензии по предложенному тексту Методики. Уже не существует административный орган, который (в одном лице) разработал, рассмотрел, внес на утверждение, отменил предшествующие разработки, принял и ввел в действие последнюю редакцию Методики, а новое Федеральное агентство не наделено функциями по разработке и изданию методических документов по ценообразованию и определению сметной стоимости в строительстве.
Строго говоря, таких прав не было и у Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой РФ). Ссылки на Положение о данном Госкомитете, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 года N 1289 не состоятельны, т.к. в нем не предусмотрены функции государственного регулирования или контроля над определением проектной (сметной) стоимости строительства на территории России.
Госстрой РФ, в пределах своей компетенции, осуществлял следующие функции:
-
п.48) подготавливает предложения по совершенствованию экономических условий создания рыночной инфраструктуры в строительстве, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей и разрабатывает рекомендации по ценам на строительную продукцию, определяет стоимость объектов массового строительства, осуществляемого за счет средств федерального бюджета, по регионам Российской Федерации;
-
п.49) организует работу по совершенствованию экономических методов управления и сметного нормирования в строительстве, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, разрабатывает основные принципы определения сметной стоимости строительства, организует разработку сметно-нормативной базы и нормативных показателей расхода материальных ресурсов, норм времени на техническую паспортизацию недвижимости, а также осуществляет контроль за расходованием средств на содержание службы заказчика-застройщика по строительству, финансируемой из федерального бюджета».
Госстрой РФ по собственной инициативе и вопреки законодательству занимался нормотворчеством на государственном, а не на бюджетном, уровне и принимал непосредственное участие в разработке межотраслевых методик (МДС) и государственных сметных нормативов (ГЭСН), что по определению, является избыточным регулированием хозяйственной деятельности, и подлежало ликвидации при административной реформе Госаппарата.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 (с изменениями на 16 июня 2001 года) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлен перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти (перечень 1) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (перечни 2 и 3).
Пунктом 7 Постановления № 239 установлен запрет на «государственное регулирование цен (тарифов, надбавок) для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных в Перечнях настоящего постановления».
Строительство, ремонт и эксплуатация объектов, ценообразование, нормирование и договорные отношения в инвестиционно-строительной деятельности на территории Российской Федерации в перечни постановления не включены и государственному регулированию не подлежат.
В связи с этим любые постановления, письма и решения Госстроя РФ по вопросам ценообразования и нормирования в строительстве, выходящие за пределы компетенции Комитета и регламентирующие хозяйственные отношения организаций и предприятий любых форм собственности являлись противозаконными и не имели правовой силы.
Вопиющие факты излишнего администрирования в сметном ценообразовании последнего десятилетия установлены Минюстом России, отказавшим в государственной регистрации всех (абсолютно всех) документов по вопросам определения стоимости в строительстве, разработанных, утвержденных и введенных в действие Госстроем РФ с 1991 г. по настоящее время.
Федеральный Закон «О техническом регулировании» от
27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ окончательно определил границы вмешательства
административных органов в хозяйственную деятельность и установил правовое
регулирование исполнения обязательных требований к продукции и услугам.
В результате проводимой в 2004 г. административной реформы Госаппарата
подтверждено конституционное положение о невмешательстве государственных
органов и должностных лиц в договорные отношения гражданско-правового
характера. Такое положение нашло отражение в постановлении Правительства
Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 196 «Вопросы Федерального
агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству», в котором
определено:
3. Основными функциями Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству являются:
а) оказание помощи неопределенному кругу лиц имеющих исключительную общественную значимость услуг в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе связанных с восстановлением жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры в зонах чрезвычайных ситуаций, а также с подготовкой региональных жилищно-коммунальных комплексов к работе в осеннее-зимний период;
б) функции государственного заказчика федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;
в) организация и проведение конкурсов, связанных со строительством объектов для государственных нужд, по которым Агентство является государственным заказчиком».
При изучении методики МДС 81-35.04 возникают вопросы по содержанию, соответствию законодательству и правовому статусу предлагаемого документа.
Сравнение текста, структуры изложения, основных положений и форм, установленных в МДС 81-35.2004, и предшествующих аналогичных разработок Госстроя РФ, показывает их полную идентичность. За 10 лет работы (с 1993 г. по 2004 г.) Госстрой выпустил 4 редакции одного и того же документа, не изменив ни структуры, ни формы, ни содержания. Более того, уже неоднократно указывалось, что все эти редакции являются почти дословной и формальной копией аналогичных методик Госплана СССР и Госстроя СССР, действовавших в 80 годах прошлого века в период тоталитарно-централизованной, админстративно-командной системы управления экономикой.
Для самостоятельного сравнения и поиска различий приводим полную артикуляцию идентичных методических разработок:
-
СНиП 1.02.01-85, Инструкция о составе, порядке согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утверждена постановлением Госстроя СССР от 23 декабря 1985 г. № 253;
-
Методические указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет, утверждены постановлением Госстроя СССР от 12 апреля 1984 г. № 17-Д;
-
Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, введен в действие письмом Госстроя России от 29 декабря 1993 г. № 12-349;
-
СП 81-01-94, Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации, введен в действие письмом Минстроя России от 29 декабря 1994 г. № ВБ-12-276;
-
МДС 81-1-99, Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, введены в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31;
-
МДС 81-35.2004, Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, введена в действие постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1. Ответ на вопрос – зачем нужно было срочно выпускать старый текст с новым названием? – находится при изучении статусного уровня, области применения и предназначения указанных документов:
-
СНиП 1.02.01-85; Методические указания 1984 г. (постановления Госстроя СССР) – регламентируют и определяют единый и обязательный порядок для всех отраслей народного хозяйства, видов строительства и отдельных предприятий, зданий и сооружений;
-
Порядок:, 1993г. (информационное письмо Госстроя РФ) – «носит рекомендательный характер» и «содержит основные сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве»;
-
СП 81-01-94 Свод правил (письмо Минстроя России) – «устанавливает основные принципы» и «систематизирует все главные, основополагающие (концептуальные) долговременного действия правила и положения. Документы, детализирующие эти правила и положения выпускаются как вспомогательные в виде методических рекомендаций, пособий, руководств и других материалов (МДС), которыми следует руководствоваться при составлении сметной документации»;
-
МДС 81-1-99 (постановление Госстроя РФ) – «обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительства с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц Методические указания носят рекомендательный характер»;
-
МДС 81-35.2004 (постановление Госстроя РФ) – «распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования».
Таким образом, явно просматривается наступление на конституционные основы рыночных форм хозяйствования в современной России, налицо эскалация статусного уровня административных указаний по ценообразованию в инвестиционно-строительной сфере – от информационно-рекомендательного в 1993 г. до командно-обязательного в 2004 (возвращение к положению 1985 г).
Чиновникам важно любыми средствами привязать к собственной административно-командной и коррумпированной системе ценообразования значительную и, как правило, наименее опытную и непрофессиональную часть участников строительного процесса.
Делается попытка использовать авторитет государства (Госстрой России) в небескорыстных интересах администрации и чиновников разных уровней. Положение об обязательности применения МДС 81-35.2004 предполагает возможность проводить всевозможные незаконные акции по лицензированию сменно-договорной работы, проверки на соответствие и экспертизу смет, вмешательство по форме и содержанию в экономические расчеты стоимости, административное и внесудебное давление на участников строительства и прочие противоправные действия, ограничивающие и ущемляющие право хозяйствующих субъектов самостоятельно определять стоимость и условия договора строительного подряда.
В таком положении теневого и полукриминального оборота уже находится значительная часть рынка строительных услуг, в котором планирование и реализация строительных проектов осуществляется с помощью старых административных правил и методик.
Однако при обращении в официальные судебные органы для разрешения спорных вопросов, связанных с разработкой и применением сметной стоимости, выполнением сметных расчетов и оформлением сметной документации, значение методик Госстроя РФ ничтожно, т.к. они не являются юридически признанными нормативными документами.
В основу обоснования легитимности и законности методики МДС 81-35.2004 авторы представляют выемку из текста поручения Правительства от 27.11 3003 г № ВЯ-П10-14161. Однако любое поручение предполагает только выполнение какой-либо работы, а никак не предварительное утверждение будущей разработки в качестве готового нормативного акта. В данном поручении речь шла не о всеобщих принципах, правилах и формах сметного ценообразования в строительной сфере, а об обосновании стоимости конкретных проектов, где Госстрой РФ (ныне упраздненный) участвует или будет участвовать в качестве заказчика-застройщика объектов, финансируемых из федерального бюджета.
Далее в преамбуле МДС 81-35.2004 приводится выдержка из письма Минюста России (от 10.03.2004 № 07/2699-ЮД), которая представлена как юридическая регистрация Методики в качестве нормативного документа. Это не только не соответствует действительности, т.к. цитата не полная и искажает смысл письма Минюста России, но и является прямой подтасовкой текста.
В действительности формулировка Минюста России в этом письме является типовой – («документ соответствует законодательству Российской Федерации, издан в пределах компетенции и в государственной регистрации не нуждается, поскольку не содержит правовых норм») – и означает отказ в государственной регистрации данного документа в качестве нормативного акта межведомственного характера для применения «на всех предприятиях строительного комплекса Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 (в редакции Указа Президента РФ от 13 августа 1998 года № 963) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, «затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих отношений и на них нельзя ссылаться при разрешении споров».
Таким образом, возникает реальная опасность признания недействительными расчетов сметной и договорной стоимости строительства, актов выполненных строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, разработанных на основе сметных правил, норм, расценок, индексов и цен по «новой государственной сметно-нормативной базе» Госстроя РФ, не зарегистрированной и не имеющей юридической силы. Такое положение вызывает серьезные осложнения в инвестиционной сфере бюджетного планирования и управления, особенно на уровне администраций субъектов Федерации.
Проведенный анализ показывает, что авторы Методики МДС 82-35.2004 выдают желаемее за действительное, и пытаются ввести в практику сметного ценообразования определение стоимости будущего строительства не по законодательным правилам и рыночным законам, а по понятиям чиновников, удовлетворяющим интересы и аппетиты бюрократического администрирования.
В настоящее время отрасль строительства пожинает плоды нормотворческой деятельности чиновников как на федеральном, так на региональном уровне. Возвращение к административным методам ценообразования в строительстве, осуществляемое Госстроем РФ в последние годы, попытки задушить зарождающийся рынок инжиниринговых и консультационных услуг в строительстве, уже сказалось в чрезмерном росте стоимости строительной продукции, значительно превышающим уровень инфляционного ожидания.
Утверждение авторов Методики, что в последней редакции МДС 81-35.2004 учтены требования и положения нормативных документов по состоянию на 1 марта 2004 года, не выдерживает критики.
При подготовке последней редакции методики Госстрой РФ обратился в Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития РФ) за разрешением использовать в отраслевой методике общее разработки по данному вопросу. Минэкономразвития РФ ответило письмом №05-959 от 06.11.2001«О методике установления договорных цен на продукцию»:
Департамент цен и государственных закупок по вопросу действия «Методических рекомендаций по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги», утвержденных Минэкономики России 06.12.95 № СИ-487/7-982, и письма Комитета цен при Минэкономики России от 09.06.92 № 01-17/304-06 «О порядке определения цен на импортные товары народного потребления, закупаемые организациями, предприятиями и объединениями за счет собственных валютных средств или товарообмена» сообщает следующее.
Вышеперечисленные документы не отменены, но, по мнению Департамента, производить на них ссылку во вновь разрабатываемых «Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» не целесообразно, так как в этих документах имеются положения, которые утратили силу или устарели.
В связи с этим во вновь разрабатываемых Госстроем России Методических указаниях в пункте, регламентирующем порядок определения текущих цен на ресурсы, целесообразно сделать ссылку на пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации или поместить текст, соответствующий этой статье.
Несмотря на эти рекомендации Минэкономразвития РФ авторы последней Методики Госстроя РФ по определению стоимости строительства повторили устаревшие рекомендации предшествующих методических разработок, без каких либо изменений и корректировок.
В тоже время, с 2002 г законодательно отменены все нормативные акты регламентирующие плановую и учетную структуру и содержание затрат на производство.
В соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ с 1 января 2002 года введена в действие глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552, утратило силу и отменено.
По законодательству Госстрой России, в свою очередь, письмом № НМ-6128/7 от 09.11.01 отменил действие «Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ», основанное на Положении о составе затрат.
Таким образом, ликвидирована единственная легитимная основа затратного механизма определения структуры и содержания сметных затрат для планирования стоимости будущего строительства, определения сметной стоимости и формирования сметной документации.
В методике МДС 81-35.2004 не нашли отражение новые, законодательно установленные с 2002 г., правила и формулировки по признанию расходов обоснованными и документально подтвержденными, а также новые правила налогового учета затрат на производство.
В последних Методиках Госстрой РФ сознательно или по незнанию полностью игнорируются качественные изменения хозяйственных отношений, происшедшие в России за последнее десятилетие. Оставлены без внимания и не учитываются, как современные положения официальных законодательных документов, так и обычаи делового оборота, отражающие практику планирования будущих затрат и стоимости работ в организациях непосредственных участников инвестиционно-строительной деятельности в России.
В результате вмешательства административных органов в сферу договорных отношений сметная стоимость строительства растет быстрее естественной инфляции, и в значительной степени оказалось коррумпирована. Основной элемент снижения стоимости строительства и оптимизации цены инвестиционно-строительных проектов – подрядные торги на строительные подряды, превратились в бюрократическую процедуру, прикрывающий чиновничий произвол.
Агрессивная экспансия административного ценообразования в строительстве, проводимая Госстроем России в последние годы, попытка монополизировать право на публикацию и реализацию нормативно-методической продукции по экономике строительства привела к полной потере разработок рыночного характера.
Истрачены значительные финансовые ресурсы на переиздание, изготовление и приобретение нормативно-методической литературы прошлого века, переименованной и плохо отредактированной сметной базы СНиР-91. Потеряно 10 лет для исследований, изысканий и разработки новых методических и практических подходов к сметному нормированию и ценообразованию, адекватно отражающих современную рыночную систему управления стоимостью инвестиционно-строительных проектов.
Нарушение законов России на федеральном уровне приводит к еще большим нарушениям в регионах. Региональные административные органы, прикрываясь ссылками на постановления (незарегистрированные) Госстроя РФ устанавливает жесткие, единые и обязательные правила для всех участников строительства. Создаются антирыночные условия, когда стоимость строительства в регионе без участия чиновников, и связанных с ними уполномоченных коммерческих структур, утвердить невозможно или это сопряжено с серьезными трудностями и неприятностями.
Игнорирование или забвение важнейшего экономического закона «любое экономическое решение принятое административными методами приводит к экономическим убыткам» неизбежно приводит к неконтролируемому росту стоимости строительства и недвижимости, росту коррупции и криминализации строительной деятельности.
Определение сметных затрат на строительство по старой административной схеме не позволяет осуществлять планирование стоимости строительства с учетом текущих рыночных условий и не дает возможность вывести ценообразование строительства из теневой, коррумпированной сферы экономики.
Источник: http://www.stroit.ru/
Главная
| Вверх