ВНИМАНИЕ
!!! |
|
Проблемы использования нормативной базы при подготовке демонтажных работ
Ценообразование - важнейшее направление роста эффективности демонтажных работ, повышения экономической заинтересованности в выполнении данного вида работ, и от уровня его методического обеспечения во многом зависит эффективность инвестиций, направляемых на реконструкцию, рентабельность производства и другие показатели деятельности предприятия.
Порядок формирования договорных цен на строительную продукцию в общем виде определен в методических документах.
Формирование цены на демонтажные работы подчиняется общим правилам ценообразования в строительстве в условиях рыночной экономики и в то же время имеет особенности, обусловленные спецификой их производства.
В практике планирования демонтажных работ в 90-х годах эти виды работ учитывались либо непосредственно в Сборнике № 46 ЕРЕР "Работы по реконструкции зданий и сооружений", либо в виде поправочных коэффициентов к затратам труда, заработной плате и эксплуатации машин и механизмов, учтенных в соответствующих сборниках элементных норм и сборниках единичных расценок для строительных работ.
С 1986 г. действовал порядок, который предусматривал при разработке сложной документации и расценок за выполнение работ по реконструкции действующих производств применение повышающих коэффициентов, размеры которых превосходили применявшиеся ранее.
Так, при реконструкции без остановки основного производства к сметной стоимости СМР применялся повышающий коэффициент 1,2, а премирование за ввод досрочно производственных мощностей осуществлялось в размерах, до 1,5 раза превышающих средства, предусмотренные для нового строительства.
При реконструкции с частичной остановкой основного производства применялся коэффициент 1,15. При выполнении тех же работ в условиях полной остановки основного производства коэффициент снижался до 1,1.
Был повышен резерв средств на непредвиденные работы и затраты, а также изменен подход к их использованию.
При определении сметной стоимости строительства применялась система нормативов, отражающая средний уровень техники, технологии и организации строительства. По существу, на этом же были основаны и приведенные выше поправочные коэффициенты к определению сметной стоимости демонтажных работ.
Между тем работы по реконструкции, в частности демонтажные, отличаются большим разнообразием, что связано с составом и технологической структурой выполняемых работ, условиями производства и последовательностью их проведения.
В связи с этим применение коэффициентов, учитывающих усредненные параметры строительного производства, не позволяло с достаточной полнотой и достоверностью отразить вероятностный характер демонтажных работ на отдельных предприятиях, в частности их трудоемкость. К сожалению, все сводилось к использованию рассмотренных выше поправочных коэффициентов.
Разработка индивидуальных единичных расценок и калькуляций сметных цен была достаточно редким явлением.
Порядок составления счетной документации, регламентированный МДС 81-1.99, на практике в основном предусматривал базисно-индексный метод несмотря на то, что имеются рекомендации Госстроя РФ по использованию ресурсного метода. Затраты калькулировали на основе единичных расценок или элементных сметных норм.
Использование сметных норм упорядочивало процесс формирования стоимости строительных работ; что касается демонтажных работ, то это вносило противоречие между принципом усреднения, положенным в основу формирования сметных норм, а также спецификой выполнения работ (вероятностный характер, небольшая материалоемкость и высокий уровень трудоемкости).
Поэтому разработка сметных норм демонтажных работ - процесс сложный, требующий в первую очередь квалифицированного подхода к оценке организационно-технологической последовательности выполнения демонтажа: видов, комплексов работ или объектов в целом.
В методических документах по ценообразованию в строительстве установлено, что договорные цены формируются на основе сметной документации. Данный порядок определения договорной цены соблюдается при реконструкции за счет бюджетных средств.
Одновременно Гражданский кодекс РФ, подчеркивая роль сметы, определяющей цену работы (ст. 743, п. 1), не обязывает участников проекта составлять сметную документацию, указывая, что цена работ может быть определена путем составления сметы (ст. 701, п. 3), отдавая, таким образом, эту проблему на усмотрение участников инвестиционного проекта.
В практике инвестиционной деятельности, осуществляемой за счет внебюджетных средств, в ряде случаев договорные цены определяются без соответствующей сметной документации, показатели стоимости работ подтверждаются калькуляцией затрат подрядчика.
Сегодня ценообразование в строительстве находится в абсолютно рыночной плоскости, к области прямого государственного регулирования цен оно не относится. Подрядчик и заказчик вправе использовать любую сметно-нормативную базу, любые методы определения стоимости строительства объекта.
В настоящее время завершается переход на новую систему сметных норм и цен в строительстве. Она включает элементные сметные нормы и цены на виды ресурсов: материалы и строительные машины и механизмы (шифр 1), элементные сметные нормы и единичные расценки на виды работ: строительно-монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные (шифр 2 - 4); сметные нормы, выраженные в процентах: накладных расходов, сметной прибыли, затрат (шифр 5).
Следует отметить, что содержание новой системы сметных норм и цен по отношению к нормативной документации выпуска 1984 и 1991 гг. мало изменилось.
Формирование нового поколения сметных норм происходит в сложных условиях. Анализ результатов значительного числа подрядов показывает, что определенную озабоченность специалистов вызывает тот факт, что в сметном нормировании используются расчетно-аналитические методы, основанные на производственных нормах.
Существовавшая ранее система технического нормирования разрушена, а действующая нормативная база (ЕНиР-87) отражает уровень 80-х годов прошлого века.
Таким образом, ГЭСН-2001 разрабатывались при отсутствии современной системы производственных норм. В основном используются ранее действовавшие сметные нормы (СНиР-91), модифицируемые с помощью поправочных коэффициентов, обоснование которых вызывает сомнение специалистов.
Для технологических процессов демонтажных работ сметные нормы целесообразно разрабатывать с использованием вероятностных экспертных оценок специалистов.
Несмотря на то, что в письмах Госстроя РФ рекомендуется использовать хронометраж и другие методы, применяемые при нормировании, практически сметные нормы формируются как опытно-статистические. В этой связи можно констатировать, что исчезают различия между производственно-техническими и сметными нормами.
Необходимо также отметить, что цены на свободном рынке подрядных услуг на выполнение демонтажных работ превышают цены на эти работы, определенные на основании государственной сметно-нормативной базы. Особенно занижаются при этом расходы на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин и как следствие - накладные расходы и сметная прибыль от проведения демонтажных работ.
Все сказанное выше свидетельствует о недостаточной обоснованности действующей сметно-нормативной базы демонтажных работ, о необходимости совершенствования и разработки новых методических подходов к ценообразованию данного вида работ.
Практика показывает, что в качестве механизма подготовки решения по ресурсному обеспечению демонтажных работ целесообразно применять метод вероятностной оценки. При этом необходимо рассматривать два подхода к использованию этого метода: оценка относительных показателей предельных значений выполняемых работ, а также определение параметров работ на основе вероятностной оценки специалистов (экспертов).
Ф.И. ПЕТРОВ, инж. (Московский институт коммунального хозяйства и строительства - МИКХ и С)
№"Монтажные и специальные работы в строительстве" № 5/2004 23.06.2004
Главная | Вверх